Решение Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 02.07.2015 N 34 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля"



КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. № 34

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ВНЕШНЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии со статьей 12 закона области от 12 июля 2011 года № 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" (с последующими изменениями) Коллегия решила:
1. Утвердить Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель
И.Б.КАРНАКОВА





Утвержден
Решением
коллегии Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 2 июля 2015 г. № 34
(приложение)

СТАНДАРТ
ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
"ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПРОВЕРКИ
ГОДОВОГО ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА"

1. Регламентирующие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области", Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 474 (993), внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области.
1.2. Стандарт применяется с учетом:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 07.02.2011 № 5-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;
- закона Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Вологодской области" (далее - закон о КСП):

- закона Вологодской области от 19.02.2008 № 1753-ОЗ "О бюджетном процессе в Вологодской области" (далее - закон о бюджетном процессе);
- регламента Контрольно-счетной палаты Вологодской области;
- других стандартов внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты вологодской области.

2. Общие положения

2.1. Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения Контрольно-счетной палатой Вологодской области (далее - КСП области) внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета (далее - бюджет), включая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета (далее - ГАБС) и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (далее - заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета).
2.2. Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о бюджетном процессе (далее - внешняя проверка).
2.3. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.4. Задачами Стандарта являются:
- определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;
- определение источников информации для проведения внешней проверки;
- установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;
- установление требований к структуре и содержанию заключений КСП области по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении бюджета;
- установление требований к оформлению результатов внешней проверки;
- установление порядка рассмотрения и утверждения заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета, представления его Законодательному Собранию Вологодской области и Правительству Вологодской области.
2.5. Стандарт предназначен для использования должностными лицами КСП области, независимыми экспертами, привлекаемыми КСП области к проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2.6. Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.
2.7. Термины и определения Стандарта соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.2 Стандарта.

3. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки

3.1. Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению бюджета в отчетном финансовом году с учетом имеющихся ограничений.
3.2. Задачами внешней проверки являются:
- контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности ГАБС;
- установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета;
- оценка социально-экономических (макроэкономических) условий и результатов исполнения бюджета;
- определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета;
- оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных законом о бюджете;
- оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета, дефицита (профицита) бюджета;
- определение эффективности деятельности по управлению государственным имуществом (полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от использования государственного имущества), государственным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и государственных гарантий Вологодской области;
- оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее;
- определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
3.3. Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, документы, предоставленные КСП области в соответствии с требованиями закона о бюджетном процессе, закон о бюджете на отчетный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета в отчетном финансовом году, годовая бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные КСП области в установленном законом о КСП порядке.
3.4. Объектами внешней проверки являются Департамент финансов Вологодской области, ГАБС. В ходе внешней проверки могут проводиться встречные выборочные проверки в отношении иных органов и организаций, на которых распространяются полномочия КСП области.
3.5. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности не проводится в отношении главных администраторов доходов бюджета, являющихся федеральными органами и учреждениями. При этом имеющаяся информация о деятельности указанных главных администраторов может анализироваться с точки зрения ее влияния на исполнение бюджета и отчетность об исполнении бюджета.
3.6. Внешняя проверка проводится в форме экспертно-аналитического мероприятия. При осуществлении внешней проверки допускается выезд (выход) должностных лиц КСП области на места расположения объектов внешней проверки.

4. Источники информации и сроки проведения внешней проверки

4.1. Информационной основой проведения внешней проверки являются:
- нормативные правовые акты Российской Федерации, Вологодской области;
- закон Вологодской области об областном бюджете (далее - закон о бюджете) на отчетный финансовый год и законы о внесении изменений в закон о бюджете;
- годовая бюджетная отчетность ГАБС;
- годовой отчет об исполнении бюджета;
- ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета, в том числе консолидированного;
- информация об исполнении государственных и ведомственных программ;
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности ГАБС (при их составлении ГАБС);
- заключения КСП области на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы;
- материалы контрольных мероприятий, проведенных КСП области, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период;
- статистические показатели;
- иная информация полученная КСП области в установленном законом о КСП порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период.
4.2. Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения бюджета могут направляться запросы в органы государственной власти Вологодской области, Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области, иные учреждения и организации.
4.3. Сроки проведения внешней проверки, подготовки и рассмотрения заключения КСП области устанавливаются внутренним организационно-распорядительным документом КСП области с учетом требований статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона о бюджетном процессе.

5. Содержание внешней проверки

5.1. Анализ годовой бюджетной отчетности ГАБС, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основное выводы о полноте и достоверности годовой бюджетной отчетности ГАБС, итогах исполнения бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.
5.2. Степень полноты годовой бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.
5.3. Степень достоверности годовой бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.
5.4. В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности годовой бюджетной отчетности ГАБС.
5.5. Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объемов учета и хозяйственных операций, наибольшим по стоимостной оценке объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверного отражения (сложным, новым, недостаточно урегулированным с методологической точки зрения, требующим взаимодействия нескольких субъектов). Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением бюджета).
5.6. По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления годовой бюджетной отчетности ГАБС делаются следующие выводы:
- о соблюдении сроков формирования и представления отчетности;
- о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);
- о соблюдении требований составления бюджетной отчетности, установленных приказами Департамента финансов Вологодской области;
- о соответствии отчетности данным других субъектов (консолидируемая отчетность, данные параллельного учета, взаимосвязанные показатели), показателям регистров и первичных документов учета (при необходимости);
- о соответствии характеристик объектов учета или содержания хозяйственных операций способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости);
- о достоверности бюджетной отчетности;
- о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита.
5.7. В ходе анализа отчета об исполнении областного бюджета оценивается динамика основных показателей социально-экономического развития Вологодской области (демографическая ситуация, индекс промышленного производства, инвестиций в основной капитал, прибыль прибыльных организаций до налогообложения, реальные располагаемые денежные доходы населения, уровень официально зарегистрированной безработицы и др.).
5.8. В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматриваются соответствие отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству, полнота выполнения текстовых статей закона о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи закону о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.
5.9. В ходе проверки исполнения закона о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, государственного долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться могут их соблюдение (непревышение) и (или) достижение (выполнение).
Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей государственных программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.
5.10. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.
5.11. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
5.12. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения закона о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

6. Организация внешней проверки бюджета

6.1. Внешняя проверка бюджета за отчетный финансовый год включается в годовой план работы КСП области.
6.2. Ответственными за проведение внешней проверки являются должностные лица, определенные в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области.
6.3. Организация внешней проверки осуществляется исходя из установленных законодательством этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования ответа об исполнении бюджета за отчетный финансовый год и предусматривает следующие три основные этапа:
- подготовительный этап;
- основной этап:
- заключительный этап.
6.4. На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Российской Федерации, Вологодской области;
- основных итогов социально-экономического развития Вологодской области за отчетный финансовый год;
- закона о бюджете за отчетный финансовый год;
- бюджетного прогноза на долгосрочный период;
- государственных программ (проектов государственных программ, проектов изменений указанных программ);
- нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также к закону о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчетном финансовом году, а также устанавливающих требования к закону о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;
- при необходимости других документов (материалов), необходимых для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.
На данном этапе осуществляются также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений на годовую бюджетную отчетность, сводного заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета.
6.5. В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:
- проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС с подготовкой заключений по каждому из них;
- проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета;
- оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета, и информации по направленным запросам.
6.6. На заключительном этапе внешней проверки осуществляются подготовка и утверждение заключения КСП области с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС и направление в Законодательное Собрание Вологодской области, Правительство Вологодской области.

7. Подготовка заключения по результатам внешней проверки

7.1. Подготовка заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области.
7.2. Результаты внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются заключениями по каждому ГАБСу. Распределение ГАБСов между аудиторами устанавливается в соответствии с внутренним организационно-распорядительным документом КСП области.
7.3. Структура заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС включает следующие основные разделы:
- общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.);
- организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);
- результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);
- прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.);
- выводы по результатам внешней проверки.
7.4. Структура заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры закона о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и включает следующие основные разделы:
- общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения и т.д.):
- предварительные итоги социально-экономического развития Вологодской области, общая характеристика исполнения бюджета;
- исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;
- исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня государственных программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов;
- анализ бюджетных инвестиций;
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;
- оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирование дефицита, включая бюджетные кредиты;
- анализ долговых и гарантийных обязательств;
- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
- общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;
- выводы и рекомендации;
- приложения.
7.5. В заключении КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общими задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной и налоговой политики Вологодской области, иным программным и стратегическим документам.
7.6. В заключении КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.
7.7. В заключении КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета отражаются установленные факторы несоответствия годового отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности ГАБС нормативным правовым актам, факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности ГАБС.
Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности годовой бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета при которых искажение любой статьи (строки) формы бюджетной отчетности составляет не менее чем 10 процентов. В случае разнонаправленных искажений (и в большую, и в меньшую сторону) учитывается сумма из абсолютных значений (без учета знака).
7.8. При установлении фактов неполноты и недостоверности годовой бюджетной отчетности ГАБС, годового отчета об исполнении бюджета, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.
7.9. Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета, указывать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также при необходимости вносить предложения по совершенствованию бюджетного процесса и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, эффективности использования бюджетных средств.
7.10. Заключение должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.
7.11. Заключение КСП области на годовой отчет об исполнении бюджета утверждается коллегией КСП области с учетом сроков его направления в Законодательное Собрание Вологодской области и Правительство Вологодской области, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом о бюджетном процессе.


------------------------------------------------------------------