Решение Вологодского областного суда от 23.06.2015 по делу N 3-44/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29.07.2013 N 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение">



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу № 3-44/2015

Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при секретаре К.Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Вологодской области Василькова А.А. о признании не соответствующим законодательству и недействующим приказа Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 года № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение",

установил:

29 июля 2013 года Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (далее также - Департамент) издан приказ № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение".
Приказ опубликован в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" № 7 от 25 января 2014 года.
Пунктом 1 приказа Департамента установлен единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специально отведенное место (далее - специализированная стоянка) в размере 2978 рублей.
8 июня 2015 года заместитель прокурора Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим законодательству и недействующим названного приказа, полагая, что он противоречит федеральному и региональному законодательству.
В обоснование требований сослался на противоречие оспариваемого приказа статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющей принцип минимизации расходов, связанных с перемещением задержанного транспортного средства, поскольку предусматривает взимание платы за перемещение задержанных транспортных средств с лиц, совершивших административное правонарушение, от места задержания и до места расположения ближайшей специализированной стоянки.
Полагал единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку в размере 2978 рублей необоснованным и не отвечающим принципу минимизации, что влечет нарушение прав граждан.
Также, по мнению заявителя, оспариваемый приказ противоречит положениям регионального нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно части 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" (в редакции закона Вологодской области от 27 марта 2014 года № 3326-ОЗ), которой полномочия по установлению размеров платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и платы за его хранение на специализированной стоянке переданы органу исполнительной государственной власти области в сфере государственного регулирования тарифов, которым является Региональная энергетическая комиссия Вологодской области.
Просил суд признать приказ Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 года № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение" не соответствующим статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи от 11 июня 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Региональная энергетическая комиссия Вологодской области.
Представители прокуратуры Вологодской области по доверенностям прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Корнилаев Р.А. и старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Иволга О.В. в судебном заседании требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области по доверенности А.О.Н. требования не признала. Указала, что оспариваемый приказ от 29 июля 2013 года изначально издан уполномоченным на тот период времени органом и в установленном порядке. В настоящее время нет нормативного правового акта, которым определялись бы правила по установлению размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку. В целях определения размера указанной платы в Вологодской области была создана рабочая группа при заместителе Губернатора области, в ходе работы которой разработаны методические рекомендации по определению размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку. В соответствии с методическими рекомендациями Департаментом был установлен единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств в размере 2978 рублей. Полагала, что приказ не утрачивает действия в связи с передачей полномочий по установлению размера указанной платы Региональной энергетической комиссии Вологодской области в силу отсутствия прямого указания на это в нормативном правовом акте Вологодской области.
Представители заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Вологодской области по доверенностям П.Д.В. и К.Л.Б. полагали требования прокурора не подлежащими удовлетворению. Указали, что Региональной энергетической комиссией Вологодской области не принято нормативного правового акта об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение, поскольку в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится законопроект о внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно законопроекту перемещение и хранение задержанного транспортного средства будут оплачиваться лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержание транспортного средства, по стоимости, рассчитанной исходя из тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам. После утверждения Федеральной службой по тарифам методических указаний Региональной энергетической комиссией Вологодской области будет принят нормативный правовой акт об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне урегулированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ) предусмотрено, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей данного Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Частью 10 приведенной статьи определено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" было предусмотрено, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и плата за его хранение на специализированной стоянке взимаются в размерах, установленных уполномоченным органом (часть 2 статьи 6).
Постановлением Правительства Вологодской области от 27 мая 2013 года № 546 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 23 ноября 2012 года № 1377" в пункт 2.2 раздела II "Задачи и полномочия (функции) Департамента" Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области внесены изменения, которыми на Департамент возложены полномочия по установлению размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и платы за его хранение на специализированной стоянке.
На основании решения, принятого на совещании при заместителе Губернатора области Ш., от <...> была создана рабочая группа из представителей Департамента финансов области, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Законодательного Собрания области по разработке методических рекомендаций по установлению платы за деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, хранению и их возврату. За период работы проведено 4 заседания рабочей группы, на которых был рассмотрен опыт других регионов по разработке методик и установлению платы, проведен анализ документов, представленных индивидуальными предпринимателями, осуществляющих деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств.
По результатам работы рабочей группы был подготовлен проект методических рекомендаций по установлению платы за деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.
<...> на совещании при заместителе Губернатора области Ш. принято решение об утверждении методических рекомендаций, Департаменту дорожного хозяйства и транспорта области на основании методических рекомендаций и согласно представленным расчетам установить единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку в размере 2978 рублей, что подтверждается протоколом совещания от <...>.
В соответствии с пунктом 3.1 указанных выше методических рекомендаций при расчете размера платы за перемещение задержанных транспортных средств учитываются расходы, связанные с выполнением следующих функций: эксплуатация и хранение средств, осуществляющих эвакуацию задержанных транспортных средств, функционирование диспетчерской службы, операции по погрузке-разгрузке задержанных транспортных средств. Учитываются прямые расходы: горюче-смазочные материалы, амортизация основных средств (лизинговые платежи), оплата труда, отчисления во внебюджетные фонды, содержание и ремонт основных средств, спецодежда, инструмент, инвентарь.
Пунктом 3.3 установлено, что размер платы за перемещение задержанных транспортных средств (Т(пер)) рассчитывается по формуле: Т(пер) = ВР : К, где BP - годовая сумма расходов на перемещение задержанных транспортных средств. Сумма расходов рассчитывается по формуле: ВР = Рп + Рк (руб.), где Рп - прямые расходы на перемещение транспортных средств, Рк - косвенные расходы на перемещение транспортных средств, К - количество перемещенных задержанных транспортных средств.
Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области у хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Вологодской области деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, были запрошены сведения об общей сумме затрат на перемещение задержанных транспортных средств.
Согласно представленных материалов общая сумма затрат предпринимателя из г. Вологды составила 1196426 рублей, предпринимателя из г. Череповца - 599232 рубля, годовая сумма расходов на перемещение задержанных транспортных средств составила 1795658 рублей (1196426 + 599232).
Количество задержанных транспортных средств в г. Вологде - 403, в г. Череповце - 200.
Таким образом, размер платы за перемещение задержанных транспортных средств составил 2977.87 рублей = 1795658 : (403 + 200).
Средневзвешенная величина - 2978 рублей.
Расчет платы за перемещение задержанных транспортных средств произведен в виде сводной таблицы, в которой отражены все статьи затрат и общая сумма затрат предпринимателей, осуществляющих деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку.
Ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759 были утверждены Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, которыми было предусмотрено, что плата за хранение задержанного транспортного средства взималась в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы исчислялся субъектом Российской Федерации на основании Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам России от 7 апреля 2006 года № 37-а.
Методические указания предусматривали, что уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на транспортировку и хранение автотранспортных средств и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие и средствами для финансирования за счет прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств. Организации, осуществляющие транспортировку задержанных транспортных средств, представляли расчет уровня тарифа на транспортировку с приложением обосновывающих материалов. При расчете тарифа на транспортировку учитывались расходы, связанные с выполнением следующих функций: эксплуатация и хранение средств, осуществляющих эвакуацию задержанных транспортных средств; функционирование диспетчерской службы; операции по погрузке-разгрузке задержанных транспортных средств. При расчете тарифа на транспортировку учитывались следующие прямые расходы: горюче-смазочные материалы; амортизация основных средств; оплата труда; отчисления во внебюджетные фонды; содержание и ремонт основных средств; спецодежда, инструмент, инвентарь.
В соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был изменен порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств.
В настоящее время указанный порядок устанавливается законами субъектов Российской Федерации. В связи с этим отменены Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 759. Методические указания по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденные приказом Федеральной службой по тарифам России от 7 апреля 2006 года № 37-а, в настоящее время формально не отменены, но фактически не действуют в силу иного правового регулирования.
Частью 4 статьи 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года № 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области" определено, что органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
29 июля 2013 года Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области издан приказ № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение".
Приказ опубликован в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" № 7 от 25 января 2014 года. Согласно пункту 1.2 Устава редакции областной газеты "Красный Север", утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 1 июля 2013 года № 648, газета "Красный Север" является зарегистрированным в установленном порядке средством массовой информации - официальным периодическим печатным изданием Правительства Вологодской области.
Пунктом 1 приказа установлен единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств в размере 2978 рублей.
Прокурор, обращаясь с настоящим заявлением в суд, ссылается на несоответствие оспариваемого приказа Департамента положениям статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку приказ не предусматривает принципа минимизации затрат при перемещении задержанного транспортного средства, то есть помещение задержанного транспортного средства на ближайшую специализированную стоянку.
Как следует из содержания заявления и объяснений, данных представителями заявителя в ходе судебного разбирательства, доводы прокурора о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по существу сводятся к несогласию с порядком расчета размера платы за перемещение задержанных транспортных средств и применения ее на территории всей области без учета расстояния от места задержания транспортного средства и места нахождения специализированной стоянки, что не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого прокурором приказа Департамента.
Из Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 23 ноября 2012 года № 1377, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, усматривается, что к полномочиям Департамента относилось исключительно установление размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и платы за его хранение на специализированной стоянке.
Определение расстояния, из которого должна исчисляться оплата, то есть механизм применения тарифа, является элементом порядка оплаты расходов, связанных с перемещением задержанного транспорта.
При этом полномочиями по установлению порядка оплаты расходов на перемещение задержанных транспортных средств, в том числе, определение расстояния, из которого исчисляется оплата, Департамент наделен не был.
По запросу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29 апреля 2015 года № 1174 Федеральной службой по тарифам России даны разъяснения по вопросу установления тарифов по перемещению и хранению задержанных транспортных средств от 2 июня 2015 года № ИБ-6418/3, из которых усматривается, что оплата расходов на перемещение и хранение транспортных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, понятие "порядок оплаты" не включает в себя непосредственный расчет размера, производимый субъектом Российской Федерации. В целях устранения правовой неопределенности по данному вопросу по поручению Правительства Российской Федерации Федеральной службой по тарифам России совместно с Минюстом России, Минфином России и МВД России подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 КоАП РФ".
Согласно законопроекту перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, будут оплачиваться лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по стоимости, рассчитанной исходя из тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам России. Указанный законопроект рассмотрен и одобрен Правительством Российской Федерации, в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 года № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение" принят в пределах полномочий органа исполнительной государственной власти области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие. Содержание оспариваемого нормативного правового акта не противоречит статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законом Вологодской области от 27 марта 2014 года № 3326-ОЗ в часть 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочиями по установлению размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и платы за его хранение на специализированной стоянке наделен орган исполнительной государственной власти области в сфере государственного регулирования тарифов.
Таким органом исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная энергетическая комиссия Вологодской области на основании пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 года № 921.
В соответствии с пунктом 3.1.25 Положения (введен постановлением Правительства Вологодской области от 13 мая 2014 года № 378) РЭК области устанавливает размер платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и размер платы за его хранение на специализированной стоянке.
Вместе с тем, передача полномочий по установлению размера платы за перемещение задержанного транспортного средства иному органу исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере государственного регулирования тарифов, не влечет само за собой признание недействующим нормативного правового акта, изданного ранее органом, наделенным на момент его издания соответствующими полномочиями, и не является основанием для признания его противоречащим действующему региональному законодательству, обладающему большей юридической силой.
Приказом Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 года № 7/с не установлено срока его действия.
Закон Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" (в редакции закона Вологодской области от 27 марта 2014 года № 3326-ОЗ) не содержит указания на признание приказа Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 года № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение" утратившим силу или его отмену.
Нового нормативного правового акта, регулирующего вопрос установления размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение, в настоящее время не принято.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что оспариваемый приказ издан в пределах предоставленных Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области полномочий, приказ не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Вологодской области Василькова А.А. о признании приказа Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 года № 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение" не соответствующим статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
М.В.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------