Постановление Мэрии г. Череповца от 18.06.2015 N 3457 "О создании условий для деятельности народных дружин"
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ
МЭРИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. № 3457
О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", законом Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области", Уставом города Череповца, в целях создания условий для деятельности народных дружин на территории города Череповца постановляю:
1. Утвердить Положение о городском штабе народных дружин (приложение 1).
2. Утвердить примерный устав народной дружины (приложение 2).
3. Признать утратившим силу постановление мэрии города от 28.12.2010 № 5308 "О создании условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка" считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя мэра города.
5. Постановление подлежит опубликованию и размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
Мэр города
Ю.А.КУЗИН
Утверждено
Постановлением
Мэрии г. Череповца
от 18 июня 2015 г. № 3457
(приложение 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ ШТАБЕ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности городского штаба народных дружин (далее - городской штаб дружин).
1.2. Городской штаб дружин в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", законом Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области", Уставом города Череповца, иными муниципальными правовыми актами.
1.3. Городской штаб дружин создается с целью организации взаимодействия и координации деятельности народных дружин (далее - дружина) по оказанию эффективного содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, предупреждении и профилактике правонарушений.
1.4. Состав городского штаба дружин формируется и утверждается постановлением мэрии города.
Структура городского штаба дружин:
начальник городского штаба дружин;
заместитель (заместители) начальника городского штаба дружин;
представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (по согласованию);
ответственные за организацию работы дружин на предприятиях, организациях города (по согласованию);
уполномоченные по работе с населением.
2. Функции городского штаба дружин
Городской штаб дружин:
1) осуществляет планирование работы, в пределах своей компетенции вносит в правоохранительные органы и органы местного самоуправления предложения по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с правонарушениями;
2) обобщает практическую деятельность дружин и вносит в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления предложения по дальнейшему ее совершенствованию;
3) участвует в разработке и реализации муниципальных программ в области охраны общественного порядка, безопасности граждан;
4) обеспечивает совместно с органами внутренних дел правопорядок на улицах, площадях, в парках и других общественных местах города;
5) разрабатывает и утверждает учебные программы, формы и методы обучения членов дружин, организует учебу членов дружин;
6) осуществляет контроль за деятельностью дружин, оказывает практическую помощь в их деятельности, обобщает и обеспечивает внедрение передовых форм и методов работы;
7) информирует органы местного самоуправления, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу, общественные организации о результатах работы дружин; представляет в средства массовой информации согласованные с Управлением Министерства внутренних дел по городу Череповцу сведения о результатах работы дружин по содействию в обеспечении охраны общественного порядка;
8) организует и проводит заседания городского штаба дружин не реже одного раза в квартал;
9) организует работу по созданию новых дружин на территории города.
3. Организация и обеспечение деятельности
городского штаба дружин
Городской штаб дружин:
1) разрабатывает и устанавливает внутренний распорядок деятельности городского штаба дружин;
2) определяет порядок представления отчетности о деятельности дружин;
3) рассматривает основные вопросы деятельности дружин по выполнению возложенных на них задач и функций;
4) обсуждает и вносит предложения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления по дальнейшему совершенствованию правового регулирования деятельности дружин;
5) заслушивает отчеты, предложения и оценивает работу дружин;
6) анализирует информацию о деятельности дружин;
7) обеспечивает надлежащее исполнение обязанностей дружин в соответствии с существующими требованиями;
8) ведет учет всех членов дружин в соответствии с региональным реестром народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности;
9) осуществляет планирование работы, разработку мероприятий по его взаимодействию с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и организациями;
10) осуществляет разработку методических материалов по обучению членов дружин;
11) вносит в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам профилактики правонарушений;
12) осуществляет проверку деятельности дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет передовой опыт работы;
13) осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.
4. Полномочия начальника городского штаба дружин
Начальник городского штаба дружин:
1) проводит организационную работу по созданию дружин, совершенствованию и координации их деятельности;
2) планирует работу городского штаба дружин, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин, организует учебу командиров дружин;
3) осуществляет контроль за деятельностью дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет передовой опыт;
4) вносит в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями;
5) по итогам года формирует отчет о деятельности дружин;
6) организует подготовку и проведение заседаний городского штаба дружин;
7) обеспечивает взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Руководство конкретными направлениями деятельности городского штаба дружин в соответствии с распределением обязанностей осуществляет заместитель (заместители) начальника городского штаба дружин.
Утвержден
Постановлением
Мэрии г. Череповца
от 18 июня 2015 г. № 3457
(приложение 2)
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ
НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ
1. Общие положения
1.1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", закон Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области", Устав города Череповца, иные муниципальные правовые акты.
1.2. Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на защиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.3. Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
1.4. Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
1.5. Народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
1.6. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
1.7. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.
1.8. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.
2. Основные направления деятельности народной дружины
Основными направлениями деятельности народной дружины являются:
2.1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.
2.2. Участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины.
2.3. Участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.4. Распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
3. Формы работы дружины
3.1. Основными формами работы дружины являются:
3.1.1. Патрулирование по определенным маршрутам, выставление постов, организация дежурств в жилых микрорайонах, кварталах, на отдельных объектах и транспортных магистралях, в местах массового отдыха людей и местах проведения массовых мероприятий, проведение специальных рейдов и операций.
3.1.2. Участие в совместной с органами внутренних дел, органами местного самоуправления деятельности по профилактике и пресечению правонарушений.
3.1.3. Проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения.
3.1.4. Проведение бесед с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, допускающих правонарушения и состоящих на учете в органах внутренних дел.
3.1.5. Разъяснение гражданам действующего законодательства, организация выпуска плакатов, газет, фотовитрин, использование других средств массовой информации для профилактики правонарушений, распространения правовых знаний.
3.2. Перед заступлением на дежурство с членами дружины проводится инструктаж о состоянии оперативной обстановки на территории микрорайона, района и города в целом с доведением сведений о совершенных правонарушениях, разыскиваемых правонарушителях и похищенных вещах, обращается внимание на необходимость строгого соблюдения законности и проявления бдительности при осуществлении мероприятий по обеспечению общественного порядка.
3.3. Инструктаж членов дружин проводится участковым уполномоченным полиции. О проведении инструктажа делается соответствующая отметка в журнале учета выходов на дежурство членов дружины.
4. Удостоверение, отличительная символика
и форменная одежда народных дружинников
4.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника.
4.2. Удостоверение, выданное дружиннику, имеет единую нумерацию в соответствии с региональным реестром народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.
4.3. Удостоверения подлежат учету командиром народной дружины.
4.4. В случаях утраты удостоверения, его порчи, изменения народным дружинником фамилии, имени или отчества замена удостоверения осуществляется на основании заявления народного дружинника, поданного командиру народной дружины. В случае изменения народным дружинником фамилии, имени или отчества к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих факт таких изменений.
4.5. В случаях порчи, изменения народным дружинником фамилии, имени или отчества удостоверение подлежит возврату командиру народной дружины при выдаче нового удостоверения.
4.6. Для осуществления деятельности по охране общественного порядка народному дружиннику могут выдаваться нарукавная повязка и (или) форменная одежда народного дружинника в соответствии с образцами согласно приложениям 2, 3 закона Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области".
5. Порядок создания, реорганизации
и (или) ликвидации дружины
5.1. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Дружина создается учредителями (не менее трех физических лиц). Решения о создании дружины, об утверждении ее устава принимаются на общем собрании. С момента принятия указанных решений дружина считается созданной: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
5.2. Не могут быть учредителями дружин граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
5.3. Руководство деятельностью дружины осуществляет командир дружины.
5.4. В рамках предоставленных полномочий по руководству деятельностью дружины командир:
1) оформляет прием и исключение из дружины, своевременно информирует обо всех изменениях в численном составе дружины руководство городского штаба ДНД;
2) обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению стоящих перед ней задач;
3) осуществляет планирование и разработку графика дежурства на год;
4) ведет журнал учета выходов на дежурство членов дружины;
5) ходатайствует перед городским штабом народных дружин о поощрении членов дружины, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
7) принимает решения, обязательные для исполнения членами дружины.
5.7. Оперативное руководство и координацию действий дружин осуществляет городской штаб народных дружин.
5.8. Ликвидация дружины осуществляется по решению собрания членов дружины.
6. Порядок приема и прекращения участия в дружине
6.1. В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
6.2. В народные дружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
6.3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:
1) на основании личного заявления народного дружинника;
2) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6.2 примерного устава;
3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекшем нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
6.4. При исключении из дружины член дружины обязан сдать удостоверение, а также имущество, полученное им в пользование в связи с исполнением обязанностей члена дружины. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленном нормами гражданского законодательства.
7. Обязанности и права члена дружины
7.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
7.2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту их работы.
7.3. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и другими федеральными законами.
7.4. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
7.5. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
7.6. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
7.7. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.
7.8. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
7.9. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
7.10. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7.11. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в пункте 7.5, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
8. Ответственность народных дружинников
8.1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
8.2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Формы поощрения дружины, члена дружины
9.1. Поощрения могут осуществляться в формах, не противоречащих действующему законодательству.
9.2. Поощрять дружину, членов дружины, активно участвующих в работе дружины, могут мэрия города, органы внутренних дел в пределах их компетенции и возможностей.
9.3. Поощрение дружины, членов дружины осуществляется в торжественной обстановке.
------------------------------------------------------------------
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ
МЭРИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. № 3457
О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", законом Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области", Уставом города Череповца, в целях создания условий для деятельности народных дружин на территории города Череповца постановляю:
1. Утвердить Положение о городском штабе народных дружин (приложение 1).
2. Утвердить примерный устав народной дружины (приложение 2).
3. Признать утратившим силу постановление мэрии города от 28.12.2010 № 5308 "О создании условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка" считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя мэра города.
5. Постановление подлежит опубликованию и размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
Мэр города
Ю.А.КУЗИН
Утверждено
Постановлением
Мэрии г. Череповца
от 18 июня 2015 г. № 3457
(приложение 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ ШТАБЕ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности городского штаба народных дружин (далее - городской штаб дружин).
1.2. Городской штаб дружин в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", законом Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области", Уставом города Череповца, иными муниципальными правовыми актами.
1.3. Городской штаб дружин создается с целью организации взаимодействия и координации деятельности народных дружин (далее - дружина) по оказанию эффективного содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, предупреждении и профилактике правонарушений.
1.4. Состав городского штаба дружин формируется и утверждается постановлением мэрии города.
Структура городского штаба дружин:
начальник городского штаба дружин;
заместитель (заместители) начальника городского штаба дружин;
представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу (по согласованию);
ответственные за организацию работы дружин на предприятиях, организациях города (по согласованию);
уполномоченные по работе с населением.
2. Функции городского штаба дружин
Городской штаб дружин:
1) осуществляет планирование работы, в пределах своей компетенции вносит в правоохранительные органы и органы местного самоуправления предложения по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с правонарушениями;
2) обобщает практическую деятельность дружин и вносит в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления предложения по дальнейшему ее совершенствованию;
3) участвует в разработке и реализации муниципальных программ в области охраны общественного порядка, безопасности граждан;
4) обеспечивает совместно с органами внутренних дел правопорядок на улицах, площадях, в парках и других общественных местах города;
5) разрабатывает и утверждает учебные программы, формы и методы обучения членов дружин, организует учебу членов дружин;
6) осуществляет контроль за деятельностью дружин, оказывает практическую помощь в их деятельности, обобщает и обеспечивает внедрение передовых форм и методов работы;
7) информирует органы местного самоуправления, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу, общественные организации о результатах работы дружин; представляет в средства массовой информации согласованные с Управлением Министерства внутренних дел по городу Череповцу сведения о результатах работы дружин по содействию в обеспечении охраны общественного порядка;
8) организует и проводит заседания городского штаба дружин не реже одного раза в квартал;
9) организует работу по созданию новых дружин на территории города.
3. Организация и обеспечение деятельности
городского штаба дружин
Городской штаб дружин:
1) разрабатывает и устанавливает внутренний распорядок деятельности городского штаба дружин;
2) определяет порядок представления отчетности о деятельности дружин;
3) рассматривает основные вопросы деятельности дружин по выполнению возложенных на них задач и функций;
4) обсуждает и вносит предложения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления по дальнейшему совершенствованию правового регулирования деятельности дружин;
5) заслушивает отчеты, предложения и оценивает работу дружин;
6) анализирует информацию о деятельности дружин;
7) обеспечивает надлежащее исполнение обязанностей дружин в соответствии с существующими требованиями;
8) ведет учет всех членов дружин в соответствии с региональным реестром народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности;
9) осуществляет планирование работы, разработку мероприятий по его взаимодействию с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и организациями;
10) осуществляет разработку методических материалов по обучению членов дружин;
11) вносит в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам профилактики правонарушений;
12) осуществляет проверку деятельности дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет передовой опыт работы;
13) осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.
4. Полномочия начальника городского штаба дружин
Начальник городского штаба дружин:
1) проводит организационную работу по созданию дружин, совершенствованию и координации их деятельности;
2) планирует работу городского штаба дружин, разрабатывает мероприятия по взаимодействию дружин, организует учебу командиров дружин;
3) осуществляет контроль за деятельностью дружин, принимает меры к устранению выявленных недостатков, обобщает и распространяет передовой опыт;
4) вносит в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления предложения по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями;
5) по итогам года формирует отчет о деятельности дружин;
6) организует подготовку и проведение заседаний городского штаба дружин;
7) обеспечивает взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Руководство конкретными направлениями деятельности городского штаба дружин в соответствии с распределением обязанностей осуществляет заместитель (заместители) начальника городского штаба дружин.
Утвержден
Постановлением
Мэрии г. Череповца
от 18 июня 2015 г. № 3457
(приложение 2)
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ
НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ
1. Общие положения
1.1. Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", закон Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области", Устав города Череповца, иные муниципальные правовые акты.
1.2. Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права каждого на защиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.3. Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
1.4. Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
1.5. Народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
1.6. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
1.7. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.
1.8. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.
2. Основные направления деятельности народной дружины
Основными направлениями деятельности народной дружины являются:
2.1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.
2.2. Участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины.
2.3. Участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.4. Распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
3. Формы работы дружины
3.1. Основными формами работы дружины являются:
3.1.1. Патрулирование по определенным маршрутам, выставление постов, организация дежурств в жилых микрорайонах, кварталах, на отдельных объектах и транспортных магистралях, в местах массового отдыха людей и местах проведения массовых мероприятий, проведение специальных рейдов и операций.
3.1.2. Участие в совместной с органами внутренних дел, органами местного самоуправления деятельности по профилактике и пресечению правонарушений.
3.1.3. Проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения.
3.1.4. Проведение бесед с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, допускающих правонарушения и состоящих на учете в органах внутренних дел.
3.1.5. Разъяснение гражданам действующего законодательства, организация выпуска плакатов, газет, фотовитрин, использование других средств массовой информации для профилактики правонарушений, распространения правовых знаний.
3.2. Перед заступлением на дежурство с членами дружины проводится инструктаж о состоянии оперативной обстановки на территории микрорайона, района и города в целом с доведением сведений о совершенных правонарушениях, разыскиваемых правонарушителях и похищенных вещах, обращается внимание на необходимость строгого соблюдения законности и проявления бдительности при осуществлении мероприятий по обеспечению общественного порядка.
3.3. Инструктаж членов дружин проводится участковым уполномоченным полиции. О проведении инструктажа делается соответствующая отметка в журнале учета выходов на дежурство членов дружины.
4. Удостоверение, отличительная символика
и форменная одежда народных дружинников
4.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника.
4.2. Удостоверение, выданное дружиннику, имеет единую нумерацию в соответствии с региональным реестром народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.
4.3. Удостоверения подлежат учету командиром народной дружины.
4.4. В случаях утраты удостоверения, его порчи, изменения народным дружинником фамилии, имени или отчества замена удостоверения осуществляется на основании заявления народного дружинника, поданного командиру народной дружины. В случае изменения народным дружинником фамилии, имени или отчества к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих факт таких изменений.
4.5. В случаях порчи, изменения народным дружинником фамилии, имени или отчества удостоверение подлежит возврату командиру народной дружины при выдаче нового удостоверения.
4.6. Для осуществления деятельности по охране общественного порядка народному дружиннику могут выдаваться нарукавная повязка и (или) форменная одежда народного дружинника в соответствии с образцами согласно приложениям 2, 3 закона Вологодской области от 14.10.2014 № 3408-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Вологодской области".
5. Порядок создания, реорганизации
и (или) ликвидации дружины
5.1. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Дружина создается учредителями (не менее трех физических лиц). Решения о создании дружины, об утверждении ее устава принимаются на общем собрании. С момента принятия указанных решений дружина считается созданной: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
5.2. Не могут быть учредителями дружин граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
5.3. Руководство деятельностью дружины осуществляет командир дружины.
5.4. В рамках предоставленных полномочий по руководству деятельностью дружины командир:
1) оформляет прием и исключение из дружины, своевременно информирует обо всех изменениях в численном составе дружины руководство городского штаба ДНД;
2) обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению стоящих перед ней задач;
3) осуществляет планирование и разработку графика дежурства на год;
4) ведет журнал учета выходов на дежурство членов дружины;
5) ходатайствует перед городским штабом народных дружин о поощрении членов дружины, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
7) принимает решения, обязательные для исполнения членами дружины.
5.7. Оперативное руководство и координацию действий дружин осуществляет городской штаб народных дружин.
5.8. Ликвидация дружины осуществляется по решению собрания членов дружины.
6. Порядок приема и прекращения участия в дружине
6.1. В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
6.2. В народные дружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
6.3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:
1) на основании личного заявления народного дружинника;
2) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6.2 примерного устава;
3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекшем нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
6.4. При исключении из дружины член дружины обязан сдать удостоверение, а также имущество, полученное им в пользование в связи с исполнением обязанностей члена дружины. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленном нормами гражданского законодательства.
7. Обязанности и права члена дружины
7.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
7.2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту их работы.
7.3. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и другими федеральными законами.
7.4. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
7.5. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
7.6. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
7.7. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.
7.8. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
7.9. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
7.10. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7.11. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в пункте 7.5, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.
8. Ответственность народных дружинников
8.1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
8.2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Формы поощрения дружины, члена дружины
9.1. Поощрения могут осуществляться в формах, не противоречащих действующему законодательству.
9.2. Поощрять дружину, членов дружины, активно участвующих в работе дружины, могут мэрия города, органы внутренних дел в пределах их компетенции и возможностей.
9.3. Поощрение дружины, членов дружины осуществляется в торжественной обстановке.
------------------------------------------------------------------