Апелляционное определение Вологодского областного суда от 22.05.2015 N 33-2496/2015 <Об оставлении без изменения решения Сокольского районного суда Вологодской области от 20.03.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 18.12.2013 N 182 "Об установлении ставок арендной платы и коэффициентов за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Сокольского муниципального района, на 2014 год" в части установления необоснованно завышенной ставки арендной платы за использование земельных участков Сокольского муниципального района в 2014 году>



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. № 33-2496/2015

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Балаевой Т.Н., Жгутовой Н.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Д.И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Вологодский картофель" на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 20.03.2015, которым открытому акционерному обществу "Вологодский картофель" отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 18.12.2013 № 182 "Об установлении ставок арендной платы и коэффициентов за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Сокольского муниципального района, на 2014 год" в части установления необоснованно завышенной ставки арендной платы в размере <...>% от кадастровой стоимости за использование земельных участков Сокольского муниципального района в 2014 году.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя заявителя ОАО "Вологодский картофель" по доверенности У.Е.Н., представителя заинтересованного лица Муниципального Собрания Сокольского муниципального района по доверенности Ш.Н.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

открытое акционерное общество (далее ОАО, Общество) "Вологодский картофель" на основании договора аренды № <...> от 23.08.2012 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, расположенного по адресу: <...> (л.д. 21 - 24).
Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 18.12.2013 № 182 "Об установлении ставок арендной платы и коэффициентов за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Сокольского муниципального района, на 2014 год" в приложении к настоящему решению определены ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Сокольского муниципального района на 2014 год, в том числе, за пользование земельными участками кадастрового квартала № <...> установлена ставка арендной платы <...>% от кадастровой стоимости (л.д. 27 - 29).
04.02.2015 ОАО "Вологодский картофель" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 18.12.2013 № 182 "Об установлении ставок арендной платы и коэффициентов за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Сокольского муниципального района, на 2014 год" в части установления необоснованно завышенной ставки арендной платы в размере <...>% от кадастровой стоимости за использование земельных участков Сокольского муниципального района в 2014 году.
В обоснование требований указало, что процентная ставка арендной платы для земельных участков кадастрового квартала № <...> установлена произвольно, без соответствующего экономического обоснования, при этом в отношении большинства земельных участков в пределах одной категории разрешенного землепользования, ставки арендной платы значительно ниже. По сравнению с предыдущим годом размер арендной платы вырос в десятки раз. Установление ставки арендной платы в таком размере нарушает права и законные интересы Общества, как арендатора земельного участка и субъекта предпринимательской деятельности.
Представитель заявителя ОАО "Вологодский картофель" по доверенности У.Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Муниципального Собрания Сокольского муниципального района по доверенности Ш.Е.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое решение принято Муниципальным Собранием в пределах его компетенции с соблюдением требований действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушает. Решение о повышении ставок арендной платы за пользование земельными участками на 2014 год принято в соответствии с принципом экономической обоснованности и в целях недопущения уменьшения поступлений в бюджет от арендных платежей за землю, в связи с резким снижением кадастровой стоимости земельных участков.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ОАО "Вологодский картофель" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт по мотиву нарушения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района Вологодской области полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", задачей суда при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов является проверка следующих обстоятельств: принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом в пределах их полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных правовых норм Правительство Вологодской области постановлением от 02.12.2013 № 1239 утвердило Положение об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области (действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 2.4 указанного Положения установлено, что при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, применяются ставки арендной платы и коэффициенты для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, установленные органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, на территории которых расположены земельные участки.
В соответствии со статьей 19 Устава Сокольского муниципального района в структуру органов местного самоуправления Сокольского муниципального района входит, в том числе, Муниципальное Собрание, являющееся представительным органом муниципального образования, к полномочиям которого относится утверждение размера арендной платы, порядок, сроки и условия внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности района.
Согласно установленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принципу запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из буквального содержания приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, не усматривается ограничение прав органов муниципальной власти по определению размера ставок арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также ограничение соответствующих прав компетентного органа, уполномоченного распоряжаться землями неразграниченной государственной собственности.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № <...>, предоставленный ОАО "Вологодский картофель" по договору аренды № <...> от 23.08.2012, относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем указанного земельного участка является Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу с 18.01.2013, утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере <...> рублей <...> копеек (л.д. 192); по состоянию на 2012 год кадастровая стоимость составляла <...> рубля <...> копеек (л.д. 194).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка заявитель не оспаривает.
Исследовав представленные доказательства, в том числе представленный Муниципальным Собранием Сокольского муниципального района сравнительный анализ арендной платы, а также информацию по ставке и размере арендной платы за земельные участки по виду разрешенного использования для производственной деятельности в г. Кадников в разрезе хозяйствующих субъектов, суд признал, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления ставки арендной платы, применяемой при расчете арендной платы за земельные участки кадастрового квартала № <...>, предоставляемые для размещения производственных и административных зданий, принят в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 основными принципами определения арендной платы, в том числе принципом экономической обоснованности и принципом запрета необоснованных предпочтений.

За основу расчета ставок арендной платы были взяты средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 и приказом Департамента земельных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206, а не кадастровая стоимость каждого земельного участка.
При введении оспариваемой ставки Муниципальным Собранием Сокольского муниципального района учтены оценочные характеристики предоставляемых в аренду земельных участков с учетом категории земель и вида их разрешенного использования, экономических и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, размер арендной платы за 2014 год незначительно превышает размер арендной платы, с которым ОАО "Вологодский картофель" согласилось при заключении в 2012 году договора аренды.
По правилам части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку оспариваемое приложение к решению Муниципального Собрания Сокольского муниципального района Вологодской области от 18.12.2013 № 182 принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 20.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодский картофель" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ЖИДКОВА

Судьи
Т.Н.БАЛАЕВА
Н.В.ЖГУТОВА


------------------------------------------------------------------