Приказ Департамента финансов Вологодской области от 17.04.2015 N 31 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля"



ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 17 апреля 2015 г. № 31

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В целях реализации статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Заместитель Губернатора области,
начальник Департамента финансов области
В.Н.АРТАМОНОВА





Утверждены
Приказом
Департамента финансов области
от 17 апреля 2015 г. № 31

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ (ДАЛЕЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения основных требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения единообразного подхода к организации и проведению внутреннего финансового контроля.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным распорядителям (распорядителям) средств областного бюджета, главным администраторам (администраторам) доходов областного бюджета, главным администраторам (администраторам) источников дефицита областного бюджета (далее - главный администратор средств областного бюджета) при осуществлении внутреннего финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При организации внутреннего финансового контроля необходимо учесть требования статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие, что внутренний финансовый контроль направлен:
на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором (администратором) бюджетных средств и подведомственными ему получателями бюджетных средств;
на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
составление и представление в Департамент финансов области документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление документов главному администратору средств областного бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, от подведомственных государственных учреждений области;
составление и представление документов в Департамент финансов области, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета и источникам финансирования дефицита областного бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора средств областного бюджета;
составление и направление документов в Департамент финансов области, ГКУ ВО "Областное казначейство", необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств областного бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;
формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений области;
исполнение бюджетной сметы;
принятие и исполнение бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет;
процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к Вологодской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам государственных казенных учреждений области.
4. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
руководитель, главный бухгалтер главного администратора средств областного бюджета;
руководители и должностные лица структурных подразделений главного администратора средств областного бюджета, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
5. Субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют контрольные действия:
проверку оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора средств областного бюджета;
авторизацию операций, подтверждающую правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;
сверку данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);
сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
6. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные и осуществляются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности).
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
7. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.
8. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом главного администратора (администратора) средств областного бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора средств областного бюджета. Самоконтроль осуществляется в соответствии с планом внутреннего финансового контроля.
9. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем структурного подразделения главного администратора средств областного бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в соответствии с планом внутреннего финансового контроля.
10. Контроль по уровню подведомственности (далее - ведомственный финансовый контроль) осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств областного бюджета, администраторами доходов областного бюджета и администраторами источников финансирования областного бюджета.
11. План внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля и (или) контроля подчиненности (подведомственности), периодичности контрольных действий, а также иных необходимых данных.
12. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
13. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем главного администратора средств областного бюджета принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора средств областного бюджета;
на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
на изменение правовых актов главного администратора средств областного бюджета, а также актов, устанавливающих учетную политику субъектов учета;
на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
на применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам по результатам проведения служебных проверок;
на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора средств областного бюджета.

II. Рекомендации по составлению, утверждению
и ведению плана внутреннего финансового контроля

14. Планы внутреннего финансового контроля составляются в структурных подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
15. Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора средств областного бюджета и получателя средств областного бюджета, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора средств областного бюджета. К таким документам, например, относятся обоснование бюджетных ассигнований, реестр расходных обязательств, бюджетная смета, проект бюджетной сметы, бюджетная отчетность, заявка на кассовый расход, заявка на получение наличных денег.
16. План внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года. Уточнение планов внутреннего финансового контроля необходимо проводить:
при принятии решения руководителем главного администратора средств областного бюджета и получателя средств областного бюджета о внесении изменений в планы внутреннего финансового контроля;
при изменении данных о должностном лице, ответственном за выполнение операции;

в случае изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
17. Утверждение планов внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем главного администратора средств областного бюджета.
18. Перед составлением плана внутреннего финансового контроля в структурном подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, необходимо сформировать перечень операций (далее - Перечень).
Рекомендации по заполнению Перечня, плана внутреннего финансового контроля приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

III. Рекомендации по осуществлению
ведомственного финансового контроля

19. В ходе осуществления ведомственного финансового контроля проводятся контрольные мероприятия в виде плановых и внеплановых проверок.
20. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом ведомственного финансового контроля на очередной финансовый год, в котором указываются тема проверки, объект проверки, проверяемый период и срок проведения проверки.
21. При принятии решения руководителем главного администратора средств областного бюджета по осуществлению плановых проверок проводится отбор проверок в отношении конкретного объекта проверки и по конкретной теме проверки в соответствии с критериями отбора контрольных мероприятий в план ведомственного финансового контроля.
22. Критерии отбора контрольных мероприятий устанавливаются исходя из необходимости достижения наилучших результатов ведомственного финансового контроля с привлечением наименьшего объема ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
23. Проведение мероприятий ведомственного финансового контроля может осуществляться одновременно с проведением мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок и иных сферах законодательства Российской Федерации в рамках одного контрольного мероприятия.
24. Внеплановые проверки осуществляются на основании решения руководителя главного администратора средств областного бюджета, принятого в случаях:
а) контроля исполнения ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
б) получения информации о признаках нарушений бюджетного законодательства, недостатках в сфере бюджетных правоотношений.
25. Проверки проводятся на основании приказа руководителя главного администратора средств областного бюджета (далее - приказ о проведении проверки), которым определяется:
объект проверки;
тема и вопросы проверки в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки;
проверяемый период;
дата назначения и срок проведения проверки.
26. При назначении проверок учитывается информация о планируемых, проводимых или проведенных идентичных контрольных мероприятиях Департаментом финансов области, Контрольно-счетной палатой области в целях исключения дублирования контрольных действий. Под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого Департаментом финансов области, Контрольно-счетной палатой области проводятся, проведены или планируются к проведению контрольные действия в отношении деятельности объекта проверки, которые могут быть проведены должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки.
27. Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, обязано:
а) своевременно и в полной мере исполнять действия по выявлению, устранению и пресечению нарушений (недостатков);
б) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом руководителя главного администратора средств областного бюджета;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта проверки (далее - представитель объекта проверки) с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
г) представлять руководителю главного администратора средств областного бюджета информацию о выявленных нарушениях и недостатках, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
28. Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, вправе:
а) запрашивать и получать на основании запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения проверок;
б) при осуществлении проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг в целях подтверждения законности соответствующих операций в сфере бюджетных правоотношений;
в) выдавать заключения об устранении выявленных нарушений (недостатков), возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями, в установленный в заключении срок.
29. Главный администратор средств областного бюджета уведомляет объект проверки о проведении проверки, направив ему копию приказа о проведении проверки не позднее одного дня до начала проверки.
30. Материалы по результатам ведомственного финансового контроля хранятся субъектом ведомственного финансового контроля не менее 3 лет.
31. При проведении проверки осуществляются контрольные действия по документальному и фактическому изучению, составлению заключения. Срок осуществления контрольных действий устанавливается не более 15 рабочих дней с возможностью продления срока не более одного раза и не более чем на 15 рабочих дней по решению руководителя главного администратора средств областного бюджета.
32. Контрольные действия по документальному изучению могут проводиться в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов объекта проверки, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению оформляются соответствующими актами.
33. Проведение проверки может быть приостановлено руководителем главного администратора средств областного бюджета на основании мотивированного обращения должностного лица, уполномоченного на проведение проверки:
а) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта проверки - на период восстановления объектом проверки документов, необходимых для проведения проверки, а также приведения объектом проверки в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению проверки, и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия;
в) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.
34. Руководитель главного администратора средств областного бюджета, принявший решение о приостановлении проведения проверки, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия:
а) письменно извещает объект проверки о приостановлении проведения проверки и о причинах приостановления;
б) по возможности принимает меры по устранению препятствий в проведении проверки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проведения проверки.
35. По результатам проверки оформляется акт, который подписывает должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в течение 3 рабочих дней, исчисляемых со дня окончания проверки.
36. Акт в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта проверки. Объект проверки вправе представить письменные возражения на заключение в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам проверки.
37. По результатам проверки в течение 15 рабочих дней со дня окончания проверки объекту контроля направляется заключение за подписью руководителя главного администратора средств областного бюджета с указанием необходимости устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок.
Заключение должно содержать:
факты выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;
рекомендации по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и принятию мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
срок для рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
срок извещения о принятии мер по устранению указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
38. Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, организует проведение контроля за исполнением заключения.
39. Руководитель главного администратора средств областного бюджета по результатам проверки и принятых по ним мерам может принимать решение:
б) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
в) о направлении материалов в Департамент финансов области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

IV. Рекомендации по составлению и ведению
регистров (журналов) внутреннего финансового
контроля, составлению и представлению отчетности
о результатах внутреннего финансового контроля

40. Ведение, учет и хранение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляются структурным подразделением, ответственным за выполнение внутренних бюджетных процедур.
41. Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля предполагает занесение уполномоченными лицами записей в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
42. Рекомендации по заполнению журнала учета результатов внутреннего финансового контроля и форма данного журнала приведены в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
43. Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
44. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке указываются:
наименование главного администратора средств областного бюджета;
название и порядковый номер папки (дела);
отчетный период: год квартал (месяц); начальный и последний номера журналов операций;
количество листов в папке (деле).
45. Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
46. Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.
47. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля составляется ежеквартальная и годовая отчетность о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет).
48. Рекомендации по заполнению отчета о результатах внутреннего финансового контроля и форма данного отчета приведены в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям. Отчеты ведомственного финансового контроля составляются по форме таблица 5 Пояснительной записки субъекта бюджетной отчетности (ф. 0503160).
49. В состав Отчета включается пояснительная записка, содержащая:
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в Департамент финансов области, правоохранительные органы.





Приложение 1
к Методическим рекомендациям

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
ПРОЦЕДУРЫ), ПЛАНА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

I. Примерная форма Перечня операций приведена в приложении № 1 к приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При заполнении Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (далее - Перечень) указываются следующие сведения:
1. В графе 1 Перечня указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры как совокупности взаимосвязанных (последовательных) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), направленных на достижение результата выполнения внутренней бюджетной процедуры. Примерный перечень процессов приведен в приложении № 2 к приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. В графе 2 Перечня указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры). Например, операциями по составлению и представлению обоснования бюджетных ассигнований на социальные выплаты по социальному обеспечению и иным выплатам населению в части публичных нормативных (публичных) обязательств являются:
получение сведений, необходимых для формирования показателей данного обоснования бюджетных ассигнований, и их анализ;
заполнение информации в указанном документе и его представление в Департамент финансов области.
3. В графе 3 Перечня указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), включающие наименование его замещаемой должности и (или) фамилию и инициалы.
4. В графе 4 Перечня указываются слова "да" или "нет".
5. В графе 5 Перечня отражаются предложения по применению методов контроля в отношении операций, включаемых в план внутреннего финансового контроля.
II. Примерная форма плана внутреннего финансового контроля приведена в приложении № 3 к приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При заполнении плана внутреннего финансового контроля (далее - План) указываются следующие сведения:
1. В графе 1 Плана указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры.
2. В графе 2 Плана указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
3. В графе 3 Плана указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), включающие наименование его замещаемой должности и (или) фамилию и инициалы.
4. В графе 4 Плана указывается периодичность выполнения операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) (например, не позднее одного рабочего дня с даты поступления сведений, необходимых для формирования документа).
5. В графе 5 Плана указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие наименование его замещаемой должности и (или) фамилию и инициалы.
6. В графе 6 Плана указывается один из методов контроля: "Самоконтроль", "Контроль по уровню подчиненности" или "Контроль по уровню подведомственности". Например, при формировании показателей расходного расписания в части распределения лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в целях обеспечения исполнения бюджетных смет структурное подразделение главного администратора (администратора) средств областного бюджета получает проекты бюджетных смет и (или) проекты планов-графиков закупок для обеспечения государственных нужд. Уполномоченное должностное лицо структурного подразделения главного администратора средств областного бюджета осуществляет контроль по уровню подведомственности путем проверки оформления проекта бюджетной сметы и (или) проверки плана-графика закупок, затем оформляет заключение об устранении нарушений и недостатков в случае их выявления. В отношении оформления заключения указанное лицо осуществляет самоконтроль, а руководитель структурного подразделения - контроль по уровню подчиненности.
7. В графе 7 Плана указывается одно из следующих контрольных действий: "Проверка оформления документа"; "Авторизация операций"; "Сверка данных". Например, в ходе контроля по уровню подчиненности проводится авторизация операций.
8. В графе 8 Плана указывается один из следующих способов контроля: "Сплошной" или "Выборочный".
9. В графе 9 Плана указывается периодичность осуществления контрольного действия (например, после проведения операции, ежедневно, 1 раз в неделю) и срок выполнения контрольного действия (например, 1 час, 5 дней).





Приложение № 1
к Приложению 1
к Методическим рекомендациям

ПЕРЕЧЕНЬ
операций (действий по формированию
документов, необходимых для выполнения
внутренней бюджетной процедуры)
№ ____________________________
по состоянию на "__"__________ 20__ г.

Наименование главного администратора средств областного бюджета ___________
Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение
бюджетных процедур ________________________________________________________

I. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода
бюджетных смет

Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Включить в план ВФК
Контрольные действия
1
2
3
4
5
Составление свода бюджетных смет, утверждение и ведение бюджетных смет (свода бюджетных смет)
Представление проектов бюджетных смет
Уполномоченное лицо получателя средств областного бюджета
Да
Контроль по уровню подведомственности
Формирование отрицательного заключения на проект бюджетной сметы
Главный специалист
Да
Самоконтроль
Руководитель структурного подразделения
Да
Контроль по подчиненности
Формирование свода бюджетных смет
Главный специалист
Да
Самоконтроль
Руководитель структурного подразделения
Да
Контроль по подчиненности
Утверждение свода бюджетных смет
Руководитель главного распорядителя средств областного бюджета
Нет











II. _______________________________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)

Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Включить в план ВФК
Контрольные действия

1
2
3
5
6



















Руководитель структурного подразделения ___________ _________ _____________
(должность) (подпись) (расшифровка
подписи)
"__"___________ 20__ г.





Приложение № 2
к Приложению 1
к Методическим рекомендациям

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
процессов внутренних бюджетных процедур

Наименование внутренней бюджетной процедуры
Наименование процесса
Субъект, ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры
1
2
3
Составление и представление документов в Департамент финансов области, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований
Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных нормативных (публичных) обязательств (за исключением приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан и субвенций по переданным полномочиям)

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных нормативных (публичных) обязательств по приобретению товаров, работ и услуг в пользу граждан

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению за счет субвенций на осуществление переданных полномочий

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетного трансферта (за исключением субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, субвенции на осуществление переданных полномочий в части социального обеспечения и иных выплат населению)

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным учреждениям области

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным унитарным предприятиям области

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным учреждениям, государственным унитарным предприятиям области)

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на исполнение судебных исков

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на уплату налогов и иных платежей

Ведение реестра расходных обязательств

Формирование и направление распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов и (или) документа об объемах бюджетных ассигнований на дополнительные потребности главного распорядителя средств областного бюджета

Формирование и направление проекта нормативного правового акта о предоставлении средств из областного бюджета (проекта решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности)

Составление и представление документов главному администратору средств областного бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, от подведомственных государственных учреждений области
Составление и направление проекта бюджетной сметы

Составление и направление сведений, необходимых для формирования главным администратором средств областного бюджета обоснований бюджетных ассигнований

Составление и представление документов в Департамент финансов области, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета и источникам финансирования дефицита областного бюджета
Составление и представление в Департамент финансов области сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета

Составление и представление в Департамент финансов области сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета

Составление и представление в Департамент финансов области сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по источникам финансирования дефицита областного бюджета

Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора средств областного бюджета
Формирование и утверждение бюджетной росписи главного администратора средств областного бюджета

Ведение бюджетной росписи главного администратора средств областного бюджета

Составление и направление документов в Департамент финансов области, ГКУ ВО "Областное казначейство", необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств областного бюджета
Формирование и направление предложений по внесению изменений по распределению бюджетных ассигнований для включения в проект закона о внесении изменений в закон об областном бюджете

Формирование и направление предложений об изменении сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств

Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет
Составление и представление бюджетной сметы с учетом информации, указанной в планах закупок и планах-графиках закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд соответствующих заказчиков

Утверждение бюджетной сметы и (или) свода бюджетных смет

Формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений области
Формирование государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений области

Утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений области

Исполнение бюджетной сметы (за исключением расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)
Заключение трудовых договоров (служебных контрактов)

Оформление и представление платежных документов по выплатам персоналу

Оформление и представление платежных документов по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

Оформление и представление платежных документов по возмещению вреда, причиненного казенным учреждением

Оформление и представление заявки на получение наличных денег, заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карту

Ведение операций с денежной наличностью

Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении
Сбор и анализ информации о соблюдении условий предоставления средств из областного бюджета (результативности их использования) по соответствующему трансферту

Представление результатов анализа информации о соблюдении условий предоставления средств из областного бюджета

Принятие мер по обеспечению условий предоставления средств из областного бюджета по результатам анализа, проверок соблюдения условий предоставления средств из областного бюджета

Принятие и исполнение бюджетных обязательств (за исключением обязательств по выплатам персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственным органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), казенными учреждениями, уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, возмещению вреда, причиненного казенным учреждением)
Заключение государственных контрактов

Заключение договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Оформление и представление платежных документов на закупку товаров, работ и услуг в целях обеспечения исполнения бюджетной сметы

Оформление и представление платежных документов на предоставление бюджетных инвестиций

Оформление и представление платежных документов на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

Оформление и представление платежных документов на предоставление субсидии юридическим или физическим лицам (за исключением субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям области)

Оформление и представление платежных документов на предоставление субсидии бюджетному или автономному учреждению, государственному унитарному предприятию области

Оформление и представление платежных документов на социальное обеспечение и иные выплаты населению

Оформление и представление заявки на получение наличных денег, платежных документов на получение денежных средств, перечисляемых на карту по соответствующему направлению расходов

Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций
Принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов)

Отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета

Проведение оценки имущества и обязательств

Проведение инвентаризаций

Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности
Составление и представление бюджетной отчетности

Составление и представление сводной бюджетной отчетности

Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним
Формирование (актуализация) и утверждение перечня администраторов доходов средств областного бюджета, подведомственных главному администратору доходов средств областного бюджета

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита областного бюджета) в областной бюджет

Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган ГКУ ВО "Областное казначейство" поручений (сообщений) для осуществления возврата

Уточнение платежей в бюджет, в том числе невыясненных поступлений






Приложение № 3
к Приложению 1
к Методическим рекомендациям

ПЛАН
внутреннего финансового контроля на ____ год
(примерная форма)

Наименование главного администратора средств областного бюджета ___________
Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних
бюджетных процедур ________________________________________________________

I. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода
бюджетных смет

Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Метод контроля
Контрольное действие
Способ контроля
Периодичность/Срок выполнения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Составление, утверждение и ведение свода бюджетных смет
Представление бюджетных смет
Уполномоченное лицо получателя бюджетных средств
Согласно пункту плана-графика
Главный специалист
Контроль по подведомственности
Проверка оформления документов
Сплошной
По мере поступления/15 минут
Руководитель структурного подразделения
Контроль по подчиненности
Проверка оформления документов
Выборочный
Не реже 1 раза в неделю/15 минут
Формирование отрицательного заключения на проект бюджетной сметы
Руководитель структурного подразделения
По мере поступления
Главный специалист
Самоконтроль
Проверка оформления документов
Сплошной
По мере поступления/5 минут
Руководитель структурного подразделения (уполномоченное лицо)
Контроль по подчиненности
Проверка оформления документов
Сплошной
По мере поступления/5 минут
Формирование свода бюджетных смет
Руководитель структурного подразделения
По мере поступления
Главный специалист
Самоконтроль
Проверка оформления документов
Сплошной
По мере поступления/5 минут
Руководитель структурного подразделения (уполномоченное лицо)
Контроль по подчиненности
Проверка оформления документов
Сплошной
По мере поступления/5 минут

II. _______________________________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)

Процесс
Операция
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Периодичность выполнения операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Метод контроля
Контрольное действие
Способ контроля
Периодичность/Срок выполнения контрольных действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9






































Руководитель главного администратора (администратора)
средств областного бюджета ______________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель структурного
подразделения ______________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

"__"__________ 20__ г.





Приложение 2
к Методическим рекомендациям

ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕМ И ВОПРОСОВ ПРОВЕРОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
В ХОДЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Темы проверок
Вопросы, подлежащие изучению
Объекты проверок
1) Полнота и обоснованность документов, представляемых главному администратору средств областного бюджета в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, а также своевременность их представления (далее - плановые документы)
Соответствие показателей планового документа требованиям (указаниям, методикам), установленным Правительством области, Департаментом финансов области в области планирования бюджета по расходам.
Соответствие показателей планового документа положениям правовых актов (распоряжений) главного администратора средств областного бюджета в части планирования бюджета по расходам
Подведомственные распорядители и получатели средств областного бюджета
2) Полнота и обоснованность документов, представляемых главному администратору средств областного бюджета в целях составления, утверждения и ведения бюджетной росписи, формирования документов по внесению изменений в сводную бюджетную роспись
Соответствие показателей документа требованиям (указаниям), установленным Правительством области, Департаментом финансов области в части формирования сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи.
Соответствие показателей документа положениям правовых актов (распоряжений) главного администратора средств областного бюджета в части составления, утверждения и ведения бюджетной росписи, формирования документов по внесению изменений в сводную бюджетную роспись
Подведомственные распорядители и получатели средств областного бюджета, администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета
3) Соблюдение порядка доведения лимитов бюджетных обязательств подведомственными распорядителями средств областного бюджета
Соответствие распределения лимитов бюджетных обязательств требованиям к срокам и объемам распределения, установленным законодательством
Подведомственные распорядители средств областного бюджета
4) Соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет
Соблюдение сроков утверждения бюджетной сметы, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовыми актами, регулирующими составление, утверждение и ведение бюджетных смет.
Обоснованность показателей бюджетной сметы (проекта бюджетной сметы).
Соответствие показателей бюджетной сметы доведенным лимитам бюджетных обязательств
Подведомственные получатели средств областного бюджета
5) Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджетной сметы
Правомерность произведенных выплат персоналу.
Соответствие кассовых расходов показателям бюджетной сметы.
Соответствие авансовых платежей ограничениям, установленным Правительством области, Департаментом финансов области, и (или) положениям законодательства Российской Федерации
Подведомственные получатели средств областного бюджета
6) Соблюдение бюджетного законодательства при предоставлении социальных выплат населению
Правомерность произведенных социальных выплат населению
Подведомственные получатели средств областного бюджета
7) Своевременность, полнота и достоверность отражения в бюджетном учете отдельных операций
Отражение отдельных операций в бюджетном учете согласно положениям Инструкции по бюджетному учету, учетной политики, принятой в казенном учреждении области, в том числе операций с нефинансовыми активами, нематериальными активами, некорректное отражение которых приведет к грубому нарушению правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности.
Полнота и актуальность учетной политики, принятой в казенном учреждении области, в части регулирования отражения в учете проверяемых операций
Подведомственные получатели средств областного бюджета
8) Полнота и обоснованность документов, представляемых главному администратору средств областного бюджета в целях формирования планов (прогнозов) поступлений доходов в областной бюджет (источников финансирования дефицита областного бюджета), а также своевременность их представления
Соответствие требованиям порядка, установленного Правительством области, Департаментом финансов области в части составления планов (прогнозов) поступлений в областной бюджет
Подведомственные администраторы доходов областного бюджета (администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета)
9) Соблюдение порядка начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним
Соответствие операций с доходами бюджета положениям установленного порядка осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов областного бюджета в части процедур начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним
Подведомственные администраторы доходов областного бюджета (администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета)





Приложение 3
к Методическим рекомендациям

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЖУРНАЛА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Примерная форма журнала учета результатов внутреннего финансового контроля приведена в приложении № 1 к приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
1. В графе 1 Журнала учета результатов внутреннего финансового контроля (далее - Журнал) указывается дата проведения контрольного действия.
2. В графе 2 Журнала указывается наименование операции.
3. В графе 3 Журнала указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, включающие наименование его замещаемой должности и (или) фамилию и инициалы.
4. В графе 4 Журнала указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие наименование его замещаемой должности и (или) фамилию и инициалы.
5. В графе 5 Журнала указываются метод контроля и наименование контрольного действия (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям, их полноты и достоверности при принятии их к бюджетному учету методом самоконтроля).
6. В графе 6 Журнала указываются результаты контрольного действия - выявленные недостатки и нарушения.
7. В графе 7 Журнала указываются сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений).
8. В графе 8 Журнала указываются предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения (например, требуется доработка программного прикладного обеспечения в части формирования прогнозов поступлений в областной бюджет).
9. В графе 9 Журнала ставится отметка после устранения выявленных недостатков (нарушений).





Приложение № 1
к Приложению 3
к Методическим рекомендациям

ЖУРНАЛ
учета результатов внутреннего
финансового контроля за ____ год
(примерная форма)

Наименование главного администратора средств областного бюджета ___________
Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних
бюджетных процедур ________________________________________________________
I. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода
бюджетных смет

Дата
Наименование операции
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Результаты контрольного действия
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений)
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения
Отметка об устранении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
05.06
Представление бюджетных смет
Уполномоченное лицо получателя средств областного бюджета (Ф.И.О. и (или) должность)
Главный специалист (Ф.И.О. и (или) должность)
Контроль по уровню подведомственности/проверка оформления документов/сплошной/по мере поступления/15 минут
Неправильное заполнение сведениями документа бюджетной сметы представленной ПБС
Документ формировал новый сотрудник, формальный контроль со стороны гл. бухгалтера
Провести обучение сотрудника по заполнению документа, усилить контроль за сотрудником со стороны гл. бухгалтера


II. _______________________________________________________________________
(наименование внутренней бюджетной процедуры)

Дата
Наименование операции
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие
Характеристики контрольного действия
Результаты контрольного действия
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений)
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения
Отметка об устранении
1
2
3
4
5
6
7
8
9



















В настоящем Журнале пронумеровано и прошнуровано __________________ листов.

Руководитель структурного
подразделения _____________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

"__"__________ 20__ г.





Приложение 4
к Методическим рекомендациям

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Примерная форма Отчетности о результатах внутреннего финансового контроля приведена в приложении № 1 к приложению 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
1. В графе 2 Отчетности о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) указывается количество выполненных контрольных действий, проведенных проверок.
2. В графе 3 Отчета указывается количество выявленных недостатков (нарушений).
3. В графе 4 Отчета указывается сумма бюджетных средств, подлежащая восстановлению.
4. В графе 5 Отчета указывается сумма восстановленных бюджетных средств в связи с выявленными нарушениями.
5. В графе 6 Отчета указывается количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений.
6. В графе 7 Отчета указывается количество принятых мер и исполненных заключений.
7. В графе 8 Отчета указывается количество материалов, направленных в Департамент финансов области, правоохранительные органы.





Приложение № 1
к Приложению 4
к Методическим рекомендациям

ОТЧЕТ
о результатах внутреннего финансового
контроля по состоянию на "__"_______ 20__ года

Наименование главного администратора средств областного бюджета ___________
Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних
бюджетных процедур ________________________________________________________
Периодичность: квартальная, годовая

Методы контроля
Количество контрольных действий
Количество выявленных недостатков (нарушений)
Сумма бюджетных средств, подлежащая восстановлению
Сумма восстановленных бюджетных средств
Количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений
Количество принятых мер, исполненных заключений
Количество материалов, направленных в Департамент финансов области, правоохранительные органы
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Самоконтроль







2. Контроль по подчиненности







3. Контроль по подведомственности в соответствии с планом внутреннего финансового контроля







4. Контроль по подведомственности путем проведения проверок







ИТОГО








Руководитель структурного
подразделения _______________ ___________ ______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__"__________ 20__ г.


------------------------------------------------------------------