Решение Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 26.02.2015 N 326 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. № 326
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
На основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Муниципальное Собрание решило:
1. Утвердить Положение о муниципальном земельном контроле согласно приложению 1 к настоящему решению.
2. Утвердить Перечень должностных лиц уполномоченного органа муниципального земельного контроля с указанием полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля согласно приложению 2 к настоящему решению.
3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в газете "Сокольская правда" и размещению на официальном сайте Сокольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава района
В.В.ЗВОРЫКИН
Утверждено
Решением
Муниципального Собрания
Сокольского муниципального района
от 26 февраля 2015 г. № 326
(приложение 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) с учетом особенностей, установленных статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, законов Вологодской области от 4 июня 2010 года № 2317-ОЗ "О порядке организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области" и от 12 февраля 2015 года № 3580-ОЗ "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Вологодской области" (далее - Закон области).
2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и принципы осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района (далее - муниципальный земельный контроль), собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков, обладателями сервитутов, а также права и ответственность при нарушении земельного законодательства собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов, а также лиц, использующих земельные участки без оформленных в установленном порядке прав на них (далее - землепользователи); полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
3. Объектом муниципального земельного контроля являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, их части независимо от форм собственности.
4. Муниципальный земельный контроль включает в себя контроль:
за соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
за соблюдением прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов в целях воспрепятствования самовольному занятию земельных участков или использованию их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
за использованием земельных участков по целевому назначению;
за соблюдением сроков возврата временно занимаемых и арендуемых земельных участков, а также выполнением обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; недопущением искажения сведений о состоянии и использовании земель (в том числе сокрытия сведений о наличии свободного земельного фонда);
за недопущением самовольной переуступки права пользования земельным участком (без разрешения или уведомления органов государственной власти или органа местного самоуправления в зависимости от требований земельного законодательства), а равно самовольного обмена земельными участками;
за наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
за исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными органами, осуществляющими государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
5. Муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - специально уполномоченный орган), Сокольской межрайонной прокуратурой, организациями и общественными объединениями, а также гражданами.
II. Осуществление муниципального земельного контроля
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района (далее - уполномоченный орган).
Муниципальный земельный контроль осуществляется специалистами уполномоченного органа, включенными в Перечень должностных лиц уполномоченного органа муниципального земельного контроля с указанием полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля (далее - должностные лица).
Уполномоченные должностные лица осуществляют муниципальный земельный контроль в соответствии с административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля, утверждаемым уполномоченным органом.
В случае передачи осуществления полномочий по муниципальному земельному контролю от органа местного самоуправления района органам местного самоуправления поселений, входящим в состав Сокольского муниципального района, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченный орган и перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля на территории указанных поселений, определяются решениями представительного органа поселения.
2. При осуществлении муниципального земельного контроля должностные лица имеют право:
1) запрашивать и получать сведения и материалы об использовании и состоянии земель и объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
2) проводить осмотры земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
3) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений обязательных требований;
4) обращаться в правоохранительные, контрольные и надзорные органы за оказанием содействия в предотвращении и (или) пресечении действий, препятствующих осуществлению деятельности по муниципальному земельному контролю, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
5) привлекать к проверке экспертов и экспертные организации.
3. Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, граждан, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании и в строгом соответствии с распоряжением (приказом, решением) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа, решения) на проверку и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать гражданину, его уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять гражданину, его уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить гражданина, его уполномоченного представителя, руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом;
11) не требовать от гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе гражданина, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
14) в случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, направлять в пятидневный срок со дня составления акта проверки в орган государственного земельного надзора материалы проверок в целях решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, несут персональную ответственность:
за объективность, достоверность и качество представляемых материалов по результатам проведенных проверок;
за превышение полномочий, совершение неправомерных действий, связанных с выполнением должностных обязанностей.
III. Организация осуществления муниципального
земельного контроля в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
1. Мероприятия по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом.
2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в порядке и с соблюдением процедур, установленных Федеральным законом.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
Ежегодный план проведения плановых проверок утверждается руководителем уполномоченного органа.
Уполномоченный орган разрабатывает проект ежегодного плана проведения плановых проверок и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет его в орган прокуратуры.
Уполномоченный орган рассматривает предложения органа прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в орган прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодный план проведения плановых проверок.
3. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа муниципального контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
4. Проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля (далее - проверка) проводятся на основании распоряжения (приказа, решения) органа муниципального земельного контроля о проведении проверки по муниципальному земельному контролю (далее - распоряжение).
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении уполномоченного органа, при предъявлении служебного удостоверения.
5. Распоряжение издается по конкретному земельному участку с указанием его правообладателя (при его наличии), местоположения, сроков проведения проверки и должностных лиц, уполномоченных на ее проведение.
6. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения уполномоченного органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
7. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в орган прокуратуры материалам и обращениям.
8. Выездные внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут быть проведены по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
9. По результатам проверки (плановой, внеплановой) оформляется акт проверки соблюдения земельного законодательства в двух экземплярах с соблюдением требований, установленных Федеральным законом.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
10. Составленные в ходе проверки документы и иные материалы, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, в 5-дневный срок после проведения проверки направляются в специально уполномоченный орган для рассмотрения и принятия решения.
11. Типовые формы документов, составляемые при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
IV. Организация осуществления муниципального земельного
контроля в отношении органов государственной власти,
органов местного самоуправления и граждан
1. Муниципальный земельный контроль в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с Законом области.
При осуществлении муниципального земельного контроля применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с Федеральным законом.
2. Проверка проводится на основании распоряжения.
3. Плановые проверки осуществляются на основании разрабатываемых ежегодных планов, которые утверждаются руководителем уполномоченного органа.
4. Плановые проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан проводятся не чаще одного раза в три года.
5. Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверок.
6. Основанием для включения органов государственной власти, органов местного самоуправления или граждан в ежегодный план проведения проверок, если федеральными законами не установлены иные основания, является истечение трех лет со дня окончания последней проверки.
7. В ежегодных планах проведения плановых проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан указываются сведения об объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения), а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
8. Утвержденный ежегодный план проведения проверок подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте Сокольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9. Внеплановые проверки проводятся в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона.
V. Срок проведения проверки
Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
VI. Права, обязанности землепользователей при проведении
мероприятий по муниципальному земельному контролю
1. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, граждане при проведении проверки по муниципальному земельному контролю имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от уполномоченного органа, уполномоченных должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц;
обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на возмещение вреда, причиненного при осуществлении муниципального земельного контроля.
2. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, гражданин обязаны предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и физическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
При проведении документарной проверки должностные лица не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
VII. Ответственность
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний уполномоченных органов об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Уполномоченный орган, должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утвержден
Решением
Муниципального Собрания
Сокольского муниципального района
от 26 февраля 2015 г. № 326
(приложение 2)
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА
С УКАЗАНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
N
п/п
Наименование должности
Выполняемые полномочия
1
Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
осуществление общего контроля;
установление периодичности осуществления текущего контроля
2
Начальник отдела по земельным ресурсам и землепользованию комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований земельного законодательства
3
Заместитель начальника отдела по земельным ресурсам и землепользованию комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований земельного законодательства
4
Главный специалист отдела по земельным ресурсам и землепользованию комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований земельного законодательства
------------------------------------------------------------------
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. № 326
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
На основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Муниципальное Собрание решило:
1. Утвердить Положение о муниципальном земельном контроле согласно приложению 1 к настоящему решению.
2. Утвердить Перечень должностных лиц уполномоченного органа муниципального земельного контроля с указанием полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля согласно приложению 2 к настоящему решению.
3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в газете "Сокольская правда" и размещению на официальном сайте Сокольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава района
В.В.ЗВОРЫКИН
Утверждено
Решением
Муниципального Собрания
Сокольского муниципального района
от 26 февраля 2015 г. № 326
(приложение 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) с учетом особенностей, установленных статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, законов Вологодской области от 4 июня 2010 года № 2317-ОЗ "О порядке организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области" и от 12 февраля 2015 года № 3580-ОЗ "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Вологодской области" (далее - Закон области).
2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и принципы осуществления муниципального земельного контроля в границах сельских поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района (далее - муниципальный земельный контроль), собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков, обладателями сервитутов, а также права и ответственность при нарушении земельного законодательства собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов, а также лиц, использующих земельные участки без оформленных в установленном порядке прав на них (далее - землепользователи); полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
3. Объектом муниципального земельного контроля являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, их части независимо от форм собственности.
4. Муниципальный земельный контроль включает в себя контроль:
за соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
за соблюдением прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, обладателей сервитутов в целях воспрепятствования самовольному занятию земельных участков или использованию их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
за использованием земельных участков по целевому назначению;
за соблюдением сроков возврата временно занимаемых и арендуемых земельных участков, а также выполнением обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; недопущением искажения сведений о состоянии и использовании земель (в том числе сокрытия сведений о наличии свободного земельного фонда);
за недопущением самовольной переуступки права пользования земельным участком (без разрешения или уведомления органов государственной власти или органа местного самоуправления в зависимости от требований земельного законодательства), а равно самовольного обмена земельными участками;
за наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
за исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными органами, осуществляющими государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
5. Муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - специально уполномоченный орган), Сокольской межрайонной прокуратурой, организациями и общественными объединениями, а также гражданами.
II. Осуществление муниципального земельного контроля
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района (далее - уполномоченный орган).
Муниципальный земельный контроль осуществляется специалистами уполномоченного органа, включенными в Перечень должностных лиц уполномоченного органа муниципального земельного контроля с указанием полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля (далее - должностные лица).
Уполномоченные должностные лица осуществляют муниципальный земельный контроль в соответствии с административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля, утверждаемым уполномоченным органом.
В случае передачи осуществления полномочий по муниципальному земельному контролю от органа местного самоуправления района органам местного самоуправления поселений, входящим в состав Сокольского муниципального района, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченный орган и перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля на территории указанных поселений, определяются решениями представительного органа поселения.
2. При осуществлении муниципального земельного контроля должностные лица имеют право:
1) запрашивать и получать сведения и материалы об использовании и состоянии земель и объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
2) проводить осмотры земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
3) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений обязательных требований;
4) обращаться в правоохранительные, контрольные и надзорные органы за оказанием содействия в предотвращении и (или) пресечении действий, препятствующих осуществлению деятельности по муниципальному земельному контролю, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
5) привлекать к проверке экспертов и экспертные организации.
3. Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, граждан, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании и в строгом соответствии с распоряжением (приказом, решением) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа, решения) на проверку и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать гражданину, его уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять гражданину, его уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить гражданина, его уполномоченного представителя, руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом;
11) не требовать от гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе гражданина, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
14) в случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, направлять в пятидневный срок со дня составления акта проверки в орган государственного земельного надзора материалы проверок в целях решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, несут персональную ответственность:
за объективность, достоверность и качество представляемых материалов по результатам проведенных проверок;
за превышение полномочий, совершение неправомерных действий, связанных с выполнением должностных обязанностей.
III. Организация осуществления муниципального
земельного контроля в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
1. Мероприятия по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом.
2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в порядке и с соблюдением процедур, установленных Федеральным законом.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
Ежегодный план проведения плановых проверок утверждается руководителем уполномоченного органа.
Уполномоченный орган разрабатывает проект ежегодного плана проведения плановых проверок и в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет его в орган прокуратуры.
Уполномоченный орган рассматривает предложения органа прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в орган прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодный план проведения плановых проверок.
3. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа муниципального контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
4. Проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля (далее - проверка) проводятся на основании распоряжения (приказа, решения) органа муниципального земельного контроля о проведении проверки по муниципальному земельному контролю (далее - распоряжение).
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении уполномоченного органа, при предъявлении служебного удостоверения.
5. Распоряжение издается по конкретному земельному участку с указанием его правообладателя (при его наличии), местоположения, сроков проведения проверки и должностных лиц, уполномоченных на ее проведение.
6. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения уполномоченного органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
7. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в орган прокуратуры материалам и обращениям.
8. Выездные внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут быть проведены по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
9. По результатам проверки (плановой, внеплановой) оформляется акт проверки соблюдения земельного законодательства в двух экземплярах с соблюдением требований, установленных Федеральным законом.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.
10. Составленные в ходе проверки документы и иные материалы, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, в 5-дневный срок после проведения проверки направляются в специально уполномоченный орган для рассмотрения и принятия решения.
11. Типовые формы документов, составляемые при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
IV. Организация осуществления муниципального земельного
контроля в отношении органов государственной власти,
органов местного самоуправления и граждан
1. Муниципальный земельный контроль в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с Законом области.
При осуществлении муниципального земельного контроля применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с Федеральным законом.
2. Проверка проводится на основании распоряжения.
3. Плановые проверки осуществляются на основании разрабатываемых ежегодных планов, которые утверждаются руководителем уполномоченного органа.
4. Плановые проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан проводятся не чаще одного раза в три года.
5. Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверок.
6. Основанием для включения органов государственной власти, органов местного самоуправления или граждан в ежегодный план проведения проверок, если федеральными законами не установлены иные основания, является истечение трех лет со дня окончания последней проверки.
7. В ежегодных планах проведения плановых проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан указываются сведения об объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения), а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
8. Утвержденный ежегодный план проведения проверок подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте Сокольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9. Внеплановые проверки проводятся в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона.
V. Срок проведения проверки
Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
VI. Права, обязанности землепользователей при проведении
мероприятий по муниципальному земельному контролю
1. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, граждане при проведении проверки по муниципальному земельному контролю имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от уполномоченного органа, уполномоченных должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц;
обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на возмещение вреда, причиненного при осуществлении муниципального земельного контроля.
2. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, гражданин обязаны предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и физическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
При проведении документарной проверки должностные лица не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
VII. Ответственность
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний уполномоченных органов об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Уполномоченный орган, должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утвержден
Решением
Муниципального Собрания
Сокольского муниципального района
от 26 февраля 2015 г. № 326
(приложение 2)
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА
С УКАЗАНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
N
п/п
Наименование должности
Выполняемые полномочия
1
Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
осуществление общего контроля;
установление периодичности осуществления текущего контроля
2
Начальник отдела по земельным ресурсам и землепользованию комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований земельного законодательства
3
Заместитель начальника отдела по земельным ресурсам и землепользованию комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований земельного законодательства
4
Главный специалист отдела по земельным ресурсам и землепользованию комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района
проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований земельного законодательства
------------------------------------------------------------------